Главная » 2012 » Сентябрь » 16 » Форумы для души и бизнеса
14:17
Форумы для души и бизнеса
I. Введение.

За последние пол года в рунете совершилось несколько сделок с куплей-продажей форумов. Суммы каждой сделки пятизначные, валюта расчетов — доллар. И это помимо того, что они уже до продажи не один год приносили владельцам прибыли. Свое повествование и мысли я начну с изложения того, как я вообще заинтересовался форумами как бизнесом. В сети куча людей, которые пишут о том, о чем понятия не имеют, и тут на мой взгляд будет уместно рассказать о собственном проекте. В подтверждение моего практического опыта.

Для меня увлечение форумами началось чуть больше трёх лет назад. До создания 4seo.biz я и не задумывался о форумах иначе, кроме как об источниках информации. Упрощая жизнь своим рефам, я собирал примерно с десятка сео-форумов полезную информацию сео, технического, финансового плана и постил ссылки на топики с коментариями на своем блоге chingiz.org. Но уже тогда рост новичков в сфере сео был лавинообразным, и форумы всё больше захламлялись. Начала складываться ситуация, когда на сотню топиков интерес представляли 2-3 топика, и вылавливать их в этих горах стало просто не реально с точки зрения затрат времени. На момент создания 4seo.biz в рунете уже было более сотни сео и вебмастерских форумов, но тогда я об этом не знал и особо не задумывался. И надо сказать, слава богу, иначе мог бы испугаться и не решиться сделать свой форум.

Посидев, подумав и осмотревшись, я решил что мой форум должен развиваться в рамках такой стратегии:
- минимум крикливых новичков
- максимум качественной, тематической информации
- возможность расширять аудиторию силами уже имеющихся участников

Так родилась идея закрытого сообщества с регистрацией по инвайтам. Справедливости ради надо сказать, что к тому моменту уже существовали закрытые тематические форумы — например блексео, форум Биг Ву. Но применять инвайты до того момента никто не додумался. У меня же эта мысль возникла благодаря тому, что я плотно работал с PPC-партнеркой, которая работала на инвайтной модели. Я регулярно общался с суппортом по разным поводам, и даже какое-то время был внештатным сотрудником этой партнерки по части рефов и новичков. И прекрасно понимал всю силу, которую дает система инвайтов. Модуль инвайтов пришлось заказывать, так как по моим нуждам ничего близкого небыло в репозиториях. Было какое-то подобие гугль-инвайтов, но это был модуль-кастрат, совершенно не подходящий под мои требования.

Всего пара месяцев (хаха), и мне написали систему инвайтов для IPB, позволяющую полностью контролировать зависимости и связи между участниками. Получилось так, что из-за торможения кодеров пара хороших ребят запустили свой паблик сео-форум чуть раньше меня. И я попал в достаточно тяжелую ситуацию, ибо ребята тоже видели форумный кризис и попали в точку — их форум начал расти не по дням а по часам. К моменту моего запуска там уже была активная аудитория, которую я только планировал привлечь. Я расчитывал как раз на эту аудиторию, это были те люди, которых задолбало разгребать мусор на других форумах.

Запуск паблик-конкурентов послужил стимулом к тому, чтобы я придумывал шаги, которых еще никто не использовал. Не все из них были удачными, но полезных открытий тоже случилось не мало. Например у меня первого появился большущий набор бесплатных сео и веб-инструментов, именно я ввел в практику комплексное участие спонсоров в конкурсах, и именно я поднял планку призовых фондов до тысяч долларов. Звучит нескромно, но это так. До моих конкурсов такие фонды были только у партнерок, проводивших свои собственные конкурсы. Обычных форумных конкурсов такого масштаба не было. Я же объединил партнерки, зачастую даже конкурирующие, и смог получить большие по тем временам фонды. Благодаря этому в конкурсах появились статьи, которые до сих пор могут рассматриваться как дипломная работа по теории поиска, куча скриптов и т.п.
Исходя из этого, я считаю себя в праве высказать свои мысли на тему форумного бизнеса, и надеюсь вы с этим согласны. На этом я хочу закончить вступление и перейти от собственной персоны и форума к непосредственному обсуждению бизнеса.

II. Чем так хороши форумы?

Итак, рассмотрим, чем же так хороша форумная модель бизнеса.
1) Развитый форумы живет за счет собственной аудитории, а не за счет сео-трафика
2) Контент плодит сама аудитория, увеличивая и поисковый трафик на ваш ресурс
3) Аудитория задерживается на вашем ресурсе, вы получаете в свой карман большое число постоянных посетителей, которым наплевать на позиции вашего ресурса в поисковиках

Первый пункт означает, что с какого-то момента у вас пропадает нужда париться насчет привлечения трафика. Даже если все поисковики мира выплюнут вас из выдачи — трафик у вас не пропадет. Да, его станет меньше, но он не исчезнет совсем. Да и сарафанное радио в виде приглашений по аське на форум никто не отменяет — благодарные пользователи могут привести с собой на форум не один десяток пользователей.

Второй пункт означает, что с какого-то периода времени вам не придется заботиться о платном наполнении вашего ресурса статьями, новостями и т.д. Ваша аудитория сама будет этим заниматься, и если ваш форум хорош — то делать ваши пользователи это будут с удовольствием и совершенно безвозмездно. Кроме того, на хорошем форуме быть модератором — это честь, и заботы по отлову спамеров у вас со временем тоже сойдут на нет за счет модераторов.

Третий пункт значит ни что иное, как большую базу лояльных потребителей.

Такое совпадение аспектов возможно только на форумах и в соц. сетях, которые на мой взгляд являются недо-форумами, более доступными и понятными простым людям, поэтому пользующимися таким успехом. Я уверен, что со временем соц. сети эволюционируют в форумо-подобные ресурсы, или же расширят свой функционал за счет именно форумов. Владельцам социалок глупо терять тонны контента, когда можно осадить его на форумах в рамках своих же проектов. Никакие блоги, никакие новостные ресурсы, никакие магазины и т.п. не дают нам таких возможностей.

III. Выбор тематики.

Картина, которую я вам озвучил, уже начала рисовать в вашем воображении райские сады и чемоданы денег? Погодите, еще много острых углов. Первое, во что вы упрётесь — а на какую тему делать форум?

Что же, давайте подумаем. Так как читатели этого ресурса в основном связаны с сео — первое что придет в голову — новый сео форум. Тут сразу дайте себе по рукам, ну или по голове. Приведу сухую статистику.

Из примерно 200 русскоязычных сео, адалт и вебмастерских форумов в живом состоянии находится около двух-трех десятков. При этом несколько форумов, которые еще несколько лет назад были в первых рядах сегодня или умерли или в состоянии глубочайшей комы. Тут можно вспомнить например люксуру, сеочейз. Куча форумов второго эшелона типа erun’a и море форумов третьего, в котором сидят форумы с сотней участников и тремя сотнями постов. Так что же выбрать то, спросите вы? Приведу свои мысли:

1) Форум не должен иметь много конкурентов, особенно жирных. Если в выбраной теме есть два десятка форумов, при том на первых трёх пасется уже куча людей — ищите другую тему. Чем меньше конкурентов и больше трафика в теме, тем перспективнее в ней делать форум.

2) Форум должен иметь потенциал расширения. Начиная форум о хомячках вообще, можно развить его ветками про попугайчиков и рыбок, создав в итоге хороший зоо-форум. Но начав форум о конкретном виде хомячков расшириться будет тяжело, т.к. форум будет восприниматься очень узкотематично. Не ограничивайте себя на старте выбором сверхузкой тематики, которую тяжело расширить

3) Форум должен иметь возможность монетизации, если это не проект чисто для души. Увлечение Лермонтовым или Пушкиным очень похвально, но как вы будете монетизировать такой ресурс — я представляю с трудом. Оговорюсь — продажа ссылок не рассматривается как источник заработка, для такого заработка проще сателиты клепать, ибо поднять форум — очень большой труд.

IV. Выбор движка.

Для многих этот вопрос встает на первое место, хотя на мой взгляд он второстепенный. Гораздо важнее правильно выбрать тематику. Сейчас на рынке присутствует масса форумных движков, как платных, так и бесплатных. У всех есть свои плюсы и минусы. Исходить вы должны из своих финансовых возможностей. При том речь не только о покупке лицензии, но и о hardware-обеспечении ресурса. Например vBulletin очень прожорлив к ресурсам, намного прожорливее чем IPB. Это значит что при средней посещаемости вам точно придется переезжать если не на дедик, то уж точно на вдс. С другой стороны у инвижена совершенно ублюдская система скинов и модов. Имея форум на инвижене я вдоволь намучался с этими вопросами. Кстати, я был приятно удивлен третьей версией PHPBB. Очень шустро работает.

Очень вам рекомендую воздержаться от форумов с маленькой пользовательской группой. Не важно, коммерческий движок или бесплатный, если на ресурсе поддержки пасётся три хромых и два одноглазых пользователя движком — обходите его стороной. На ресурсах с большим комьюнити (пхпбб, инвижен, вобла, смф) у вас есть гарантия пусть и дорого, но при нужде быстро найти спецов, которые решат ваши задачи и проблемы. На микро-комьюнити вы можете выложить хоть чемодан денег, но кодера, который решит вашу задачу может просто не оказаться. Не выбирайте форум с мелким комьюнити ни в коем случае, если вы сами не первоклассный кодер. Лучше платить больше за железо, но иметь возможность нанять группу профессиональных кодеров, разбирающихся в движке.

V. Выбор способа продвижения.

Выбрали мы тематику, выбрали движок, и что же нам делать дальше? А дальше и начинается самое сложное и интересное. Форум должен быть развит до состояния, когда сами пользователи не дают ему угаснуть. Это очень сложно, скажу сразу. Вам придется быть и тонким психологом, и жестким палачём, и хитрым политиком, иначе ваш ресурс не вырастет. Если вы будете давать поблажки болтунам — форум в итоге превратится в помойку. Если не будете совсем давать потрепаться не по теме форума — люди уйдут на более демократичный ресурс. Если вы позволите быть кому-то выше законов форума — вам это выйдет таким боком, что вы захотите всё это бросить и удалить с сервера навсегда.

Вообще говоря способов продвижения два. Эволюционный и революционный. Они в корне разнятся. Эволюционное развитие включает в себя постепенное наполнение контентом, постепенное привлечение трафика, постепенный рост аудитории. Если вы ограничены финансово — только так вы сможете развить свой ресурс. Революционное развитие подразумевает приличные траты. Оно подразумевает покупку всего возможного трафика по вашей тематике и быстрый слив его на ваш форум. Этот способ очень затратен и подойдет далеко не всем. Если вы не съели собаку в форумах — забудьте об этом способе. Он проще, но намного затратнее.

Эволюционный способ можно разделить на несколько фаз:

1) Первичное наполнение контентом. Если посетители будут попадать на пустой форум — они не будут на нем задерживаться. Пользователь должен видеть что на форуме есть живая информация, живые люди и ежедневное общение. Вам повезет если у вас есть несколько друзей, которые могут вам помогать. В ином случае советую вам пройтись по free-lance.ru, weblancer.net и прочим подобным ресурсам и поискать т.н. платных постеров. Эти люди занимаются наполнением форумов, средняя стоимость их услуг на текущий момент от 5 до 25 долларов за 100 сообщений, в зависимости от тематики, объемов обсуждений и т.п.

Также могу посоветовать вам пройтись по всяким деньгифорум и подобным, на них сидят сотни, если не тысячи голодных школяров, готовых за долю малую набивать вам информацию и симулировать жизнь на форуме. Конечно, если речь идет об узкотематических ресурсах типа женского белья — тут уж особо на школяров не понадеешься, придется искать хороших постеров. Чтобы не попасть в просак, наймите сначала 15-30 постеров, и дайте им тест на 50 сообщений. На мелком количестве постов тяжело оценить работоспособность постера Сделать 10 постов по 500 символов намного легче, чем 50 постов по 300 символов. После тестирования у вас останется 3-5 исполнительных ребят, с которыми можно работать дальше. Обязательно контролируйте посты на предмет копипаста с других ресурсов — такого допускать нельзя. И регулярно просматривайте сообщения, даже если вы уже выбрали 3-5 человек и работаете с ними не первый месяц. Все люди со временем выбывают из обоймы. Главное вовремя замечать ухудшающееся качество и заменять постера на более трудолюбивого.

2) После того, как у вас появился первый контент, вы можете начинать думать о живых пользователях. Собственно говоря путей привлечения трафика не так уж много. Перечислим их:
- Спам. По этическим причинам я не буду обсуждать этот способ.
- СЕО. Достаточно длинный и не дешевый процесс, трафик появляется далеко не сразу, а ссылки надо оплачивать постоянно.
- Покупка трафика с поисковиков и с PPC. Этот способ может выйти прилично дороже сео, но он вам даст трафик сразу. Вы можете очень существенно сэкономить, если с умом подойдете к выбору ключевых слов для своих рекламных кампаний. Это в революционном способе покупается всё что находится рядом с нашей темой. В эволюционном нам надо максимально четко вычленить именно наш трафик, чтобы небыло лишних трат.
- Покупка трафика с социалок. Очень зависит от качества трафика. Ну и в принципе те кто сидит в социалках, на форумы пересаживаются с трудом. Общение на форумах несколько труднее чем на социалках, и психологические зависимости на форумах другие.
- Сарафанное радио. Отлично работает в сочетании с халявой. Если вы будете давать какую-то халяву — к вам может прийти много народу чисто по асечному общению. Вася скажет Пете, что на форуме Коли можно заработать 5 баксов просто разместив пару фраз, и в итоге у вас на форуме через неделю может появиться несколько сотен Петров, ищущих свою халяву. Очень хороший способ, но надо иметь хотя бы минимальную аудиторию. Халява может быть не только финансовая, но и техническая — софт, и информационная — статьи и т.п. Люди очень любят всякие конкурсы, и дело порой не в призе, а в том чтобы завоевать первое место. Честолюбие людей может вам сильно помочь в развитии ресурса. Быть первым круто, быть модератором круто, быть постером месяца круто и т.п.

VI. Способы монетизации.

А теперь перейдем к самому интересному — монетизации форумов. Помните притчу про удочку и про рыбу? Так вот развитый форум — это удочка. Практически любой форум в правильно выбраной тематике можно монетизировать следующими образами:
- прямая продажа рекламных спотов
- продажа собственных товаров или услуг своей аудитории
- адсенс, яндекс.директ, бегун
- продажа ссылок
- привлечение своей аудитории к покупкам на той или иной партнерке
Можно придумать и еще примеры, но формально всё сводится к двум — продажа рекламных мест и продажа собственных услуг. Остальное — просто вариации.

Разберем на примерах. Допустим у вас форум по ремонту квартир. Вы можете продавать рекламные места ремонтным фирмам, сайтам недвижимости. Вы можете создать собственную фирму по ремонту квартир и оказывать услуги. Вы можете повесить директ, который вам будет приносить деньги за клики по тематическим объявлениям. Вы можете договориться с партнеркой, которая за деньги дает ремонтникам инфу о потребителях такой услуги и получать свой процент за каждого, кто заказал ремонт. При определенной сноровке вы даже можете договориться со строительными базами, продающими стройматериалы.

Самое главное — правильный выбор тематики. Если вы ошиблись с тематикой — вам уже ничего не поможет. Даже если ваш форум — лидер в своей сфере, это ничего не стоит, если с него невозможно вынуть денег. И желательно несколькими способами. Второе по важности, но первое по сложности — развитие форума до состояния, в котором он сам себя поддерживает. Если вам удались эти два пункта — вкладывайте в форум до тех пор, пока не станете лидером в своей сфере. После этого вкладывайте еще больше, и в итоге получите на порядок больше, чем вкладываете. Помимо этого у вас останется ваш контент, и к этому моменту трафик с сео уже будет развивать ваш ресурс лавинообразно.

Если вам понравилась эта статья, то я продолжу свое повествование во второй серии. Зависеть это будет от вашего респонда. Если вы захотите увидеть продолжение, то я предполагаю рассмотреть следующие аспекты:

- Комплексная оценка конкуренции в нише, оценка перспективности ниши
- Сплочение аудитории для более сильной привязки к ресурсу
- Стадии жизни форума
- Выход на стадию самоподдержания
- Общие статистические признаки здоровых и больных форумов
- Проблемы качества общения, свежая кровь, конфликты внутри аудитории.

Возможно вы захотите, чтобы я изложил свое мнение и по каким-то другим вопросам. Если так — обозначьте их в комментариях.


http://www.rxpblog.com/forums-for-your-soul-and-business/



Просмотров: 479 | Добавил: Ривалдо | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: