01:05 Как наказать маршрутчика за хамство | |
«Ароматы» разбитой в хлам маршрутки, блатняк в хриплых колонках, курящий адскую смесь водитель, который умудряется при этом еще пить чай, разговаривать одновременно по мобильнику и по рации. Это реальность луганских пассажироперевозок. Картина немного утрированная, но иногда встречаются персонажи, с которых и списаны данные характеристики на 100%. И чем дальше пролегает маршрут от центральных улиц, тем выше вероятность наткнуться именно на такого персонажа. И уж если таким водителям делаешь замечание, то в лучшем случае они просто не реагируют. В худшем — отвечают хамством. Мол, что-то не нравится — иди пешком. И если со всеми нюансами еще хоть как-то можно бороться законными методами, обращаясь во все проверяющим инстанциям, то с хамством оказывается бороться гораздо сложнее. В большинстве случаев на хамство приходится отвечать хамством. Но, как говорится в известной фразе: «Не стоит спорить с дураком, иначе вы опускаетесь до его уровня. А там он задавит вас своим значительным опытом». Впрочем, и на любое хамство можно найти управу. Знаете ли вы, что как бы идеально маршрутчик не исполнял свои обязанности, все равно найдется момент, к которому можно придраться? Как говорят доктора, здоровых людей нет, есть недообследованные! И если хамство у нас законом не карается, то по всем остальным вопросам бюрократическая машина иногда таки борется. Итак, мы обратились за советом, как найти управу на водителя маршрутки, к юристам. Нюансы объясняла директор ООО Юридическая фирма «Гарант» Ковалева Ирина Николаевна. Вопросы пассажирских перевозок регулируются следующими нормативными актами:
Итак, услуги пассажирского автомобильного транспорта разделяют на услуги по перевозке пассажиров автобусами, на такси и легковыми автомобилями на заказ. Маршрутное такси — это один из режимов перевозки пассажиров на автобусном маршруте общего пользования. Перевозка пассажиров на автобусном маршруте общего пользования может осуществляться в режимах: обычном, экспресс и маршрутного такси. Автобус — транспортное средство, которое по своей конструкции и оборудованию предназначено для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения больше чем девять с местом водителя включительно Пассажир автобуса имеет право:
Водитель автобуса обязан:
Водителю автобуса запрещается:
Впрочем, всё это была вводная часть. А теперь рассмотрим конкретные моменты. Водитель автобуса везет стоячих пассажиров: На пригородных и городских маршрутах позволяется перевозить стоячих пассажиров автобусами, которые по своей конструкции имеют места для стоячих пассажиров, в количестве, предусмотренном технической характеристикой транспортного средства и определенной в регистрационных документах на это транспортное средство(Информация об этом размещается в салоне автобуса согласно Правилам). Об этом нам гласит п.8-9 ст. 35 Закона. На международных и междугородных маршрутах позволяется перевозить пассажиров с обязательным предоставлением им мест для сидения. Пункт 5.2 ПДД гласит, что пассажиры, пользующиеся транспортным средством, должны сидеть или стоять (если это предусмотрено конструкцией транспортного средства) в предназначенных для этого местах, держась за поручень или другое приспособление. Т.е. провоз стоячих пассажиров возможен, если это предусмотено техническими характеристиками маршрутки. По Луганску ездят маршрутки как только с сидячими местами, так и маршрутные автобусы с наличием стоячих мест(по большей части это автобусы средней вместимости по типу Богданов). Водитель разговаривает во время движения по телефону без гарнитуры: Водителю запрещается время движения транспортного средства пользоваться средствами связи, держа их в руке (за исключением водителей оперативных транспортных средств во время выполнения ими безотлагательного служебного задания) — п. 2.9 ПДД Съезжает с маршрута, проезжает остановки: Согласно п.24 Правил, местами остановки автобуса, который осуществляет перевозку в режиме маршрутного такси, определяются конечные пункты маршрута. Посадка и высадка пассажиров из автобуса проводится по их требованию в местах остановки общественного транспорта, а также в других местах с обязательным соблюдением Правил дорожного движения. Согласно п.147 Правил, водитель автобуса обязан придерживаться обозначенного маршрута и расписания движения. Также водитель обязан останавливать автобус для посадки по требованию в местах остановки общественного транспорта, а также в других местах, но не ближе, чем за 100 метров от места остановки общественного транспорта, если это не противоречит Правилам дорожного движения. А вот п.149 этих же Правил категорически запрещает водителю изменять маршрут и график движения. Хотя, согласно п.148 водитель имеет право не допускать пассажира к проезду, а в нашем случае — проехать мимо остановки, если в автобусе нет свободных мест. Не объявляет остановки: Очень интересный пункт, о котором знают далеко не все завсегдатаи общественного транспорта и, похоже, водители. Согласно п.147 Правил, водитель обязан оглашать остановку и время стоянки. Если он такового не сделал, а в 99% случаев остановки не оглашаются (речь идет конкретно о Луганске), то это нарушение. Водитель курит за рулем, пьет чай или кофе во время движения: Пункт 149 Правил запрещает водителю разговаривать с пассажирами, есть, пить, курить во время движения автобуса. А вот п.21.2 ПДД дает еще одно уточнение: водителям маршрутных транспортных средств запрещается во время перевозки пассажиров разговаривать с ними, есть, пить, курить, а также перевозить пассажиров и груз в кабине, если она отделена от салона.
Принимает деньги за проезд во время движения автобуса: Болезнь большинства водителей маршруток — одной рукой крутить руль, а другой обилечивать пассажиров. Так вот, согласно п.149 Правил запрещается продавать билеты пассажирам во время движения автобуса. Не останавливается, если на остановке пенсионер: И снова п.149 только вот подпункт 5 Правил: водителю автобуса запрещается отказывать пассажирам в обслуживании, кроме случаев предусмотренных законодательством. Тут следует помнить, что водитель автобуса имеет право не допустить к проезду пассажира, если в салоне нет свободных мест(как мы помним это п.148 Правил). В салоне громко играет музыка: В законодательстве нет прямого запрета на прослушивание музыки водителем маршрутки. Притянуть за уши можно пункт 45 Правил, где говорится, что перевозчик обязан предпринимать действия для обеспечения безопасной, комфортной поездки пассажиров. Ключевым в данном случае будет слово «комфорт». Не выдает билеты: Прямой нормы, которая обязывает водителя выдать билет, в законах нет, но такая обязанность исходит из смысла Закона и Правил. Подпункт 10 п. 2 Правил: говорит нам, что билет на проезд — это документ установленной формы, который подтверждает факт заключения договора перевозки. П. 40 Правил. По договору перевозки пассажира автобусом перевозчик обязуется безопасно перевезти пассажира к пункту назначения, а в случае сдачи им багажа — доставить к пункту назначения багаж и выдать его пассажиру или уполномоченному им лицу. Пассажир обязуется внести установленную плату за проезд, а в случае сдачи багажа к багажному отделению — плату за его перевозку. Статья 41 Закона обязывает пассажира иметь билет. Статья 42 Закона говорит: Договор перевозки пассажира автобусом на маршруте общего пользования заключается между автомобильным перевозчиком и пассажиром. Настоящий договор считается заключенным с момента приобретения пассажиром билета на право проезда, а для лиц, которые пользуются правом льготного проезда, — с момента посадки в автобус. Чуть ли не слово в слово торит Закону и статья 910 Гражданского кодекса Украины. (Поэтому и платить за проезд надо при входе. Нет билета — можно не платить! Но и если что-то случится с безбилетным пассажиром — водитель не будет нести ответственности). И, наверное, самый больной вопрос Тут можно долго и подробно перечислять законы, которые предоставляют льготы и льготные категории граждан. Но, пожалуй, обойдемся без этого(если кому будет интересно, спрашивайте — подробности укажу в комментариях). Основанием для льготного проезда являются соответствующие удостоверения, подтверждающие установление статуса, дающего право на бесплатный проезд в городских и пригородных маршрутах. Удостоверения должны предоставляться только в оригинале. Копия льготного удостоверения не является основанием льготного проезда. В городском транспорте удостоверение предоставляется водителю при входе в транспортное средство. Если водитель маршрутного такси останавливает транспортное средство и требует либо оплатить проезд, либо выйти из маршрутки, действенным способом будет напомнить ему о том, что он нарушает закон и их действия подпадают под статью 356 Уголовного Кодекса «Самоуправство» и ст. 133-1 КоАП. Если водитель оскорбляет льготника нецензурной бранью, подобные действия квалифицируются как мелкое хулиганство и подпадают под статью 173 КоАП. На действия водителя можно жаловаться в органы(они будут указаны ниже) — путем обращения с письменным заявлением в вольной форме. В крайнем случае возможно обращение в суд. В заявлении нужно указать: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА И ВОДИТЕЛЯ (Куда жаловаться): Итак, ст.30 Закона и п.145 Правил говорят, что автомобильный перевозчик, который осуществляет перевозку пассажиров на договорных условиях, обязан обеспечивать соблюдение персоналом требований законодательства об автомобильном транспорте и предпринять действия для обеспечения безопасного и комфортного проезда пассажиров. Государственный контроль за соблюдением предусмотренными этими Правилами требований возлагается на Укртрансинспекцию, Госавтоинспекцию и Госпотребинспекцию. Если писать официальную жалобу на перевозчика, то лучше сразу во все инстанции, с указанием не одной причины, а всех замеченных(вышеперечисленных) во время проезда. Укртрансинспекция www.uti.gov.ua/transinsp/uk/index Органи Госавтоинспекции www.sai.gov.ua Госпотребинспекция dsiu.gov.ua Также есть Управление транспорта и связи Луганского городского совета, которое осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией обслуживания населения предприятиями транспорта и связи Или аналогичные учреждения в вашем городе/области. Пассажир может жаловаться на водителя как перевозчику (информация о котором должна присутствовать в автобусе), так и в вышеуказанные органы контроля. Перевозчик несет административную (штрафы) и материальную ответственность (возмещение ущерба); водитель — административную (штрафы) и дисциплинарную ответственность. Также возможна уголовная ответственность. Систему автоперевозок, выработанную за годы коррупции и кумовства в транспортной сфере поломать вряд ли получится. Но вот попортить жизнь отдельно взятым водителю и предприятию, конечно же чтобы водители исправлялись к лучшему — вполне можно. И можно это делать вполне законными средствами. И помните, что пока вы сами не научитесь отстаивать свои права, никто другой этого за вас не сделает! ПыСы: дополнения, замечания, личные истории и вопросы приветствуются. ППС: фотографии позаимствованы в группе ФБ «Луганские маршрутки: блеск и нищета». | |
|
Всего комментариев: 0 | |