Главная » 2014 » Октябрь » 17 » Пишем Дипломную Работу По Истории: Что Нужно Знать Студенту-Дипломнику?
20:20
Пишем Дипломную Работу По Истории: Что Нужно Знать Студенту-Дипломнику?

   

Рассуждая на тему о том, существуют ли различия в подходах к написанию дипломных работ по разным научным дисциплинам, можно однозначно ответить: да, конечно же, существуют, причем значительные. К сожалению, студенты далеко не всегда об этом догадываются, потому что методические рекомендации вузов носят по преимуществу общий характер. Этой проблемы мы частично коснулись в предыдущих наших статьях - «Как написать введение к диплому?» и «Как выбрать тему диплома?». Сегодня поговорим об истории и о том, что должны знать студенты о специфике дипломных работ по этой научной дисциплине.

История – наука древняя и многоуважаемая. Этот факт сам по себе требует того, чтобы дипломные работы по исторической тематике были не «так себе», «не тяп-ляп», а основательными и серьезными. Да и объем, рекомендуемый кафедрами вузов для таких дипломных работ, впечатляет: как правило, это не менее 80-100-120 страниц. Попробуй-ка набрать материала на такой объем, да причем не какой-нибудь «воды», чем часто грешат дипломные работы по гуманитарным дисциплинам, а самой что ни на есть научной информации. К тому же и источники здесь требуются (летописи, мемуары, исторические труды прошедших эпох), тексты которых в учебниках вряд ли отыщутся - ну так, разве что отрывки какие.

Но, пожалуй, самой сложной и трудоемкой для студента частью дипломной работы по истории является введение – с его непременной историографической частью. После ее написания все остальные 60-80-100 страниц текста покажутся едва ли не «игрушкой» для воспаленного студенческого мозга. Но вот как эту часть писать – мало кто из студентов знает, а тем более – понимает, как это сделать.

По сложившейся в рамках наших статей традиции обратимся к методическим рекомендациям одного из российских вузов, где имеется полноценный исторический факультет, а, стало быть, студенты должны писать полноценные дипломные работы по исторической тематике с проблематикой. Что же мы видим в этих рекомендациях?
Во-первых, авторы совершенно справедливо указывают, что «…историографический анализ предполагает всестороннее исследование процесса изучения конкретно-исторической проблемы в научной литературе и определение наименее изученных и наиболее перспективных для исследования направлений», и что «…наибольшая трудность при написании дипломной работы по истории возникает обычно при написании историографического раздела введения». Как говорится, кто бы спорил…
Во-вторых, приводится структура историографического анализа, которая включает ряд этапов:

  • выделение историографических этапов;
  • анализ каждого историографического этапа:
  • выделение на каждом этапе основных видов научной литературы по проблеме;
  • характеристика основных видов литературы;
  • выделение основных концептуальных подходов к исследованию проблемы;
  • выделение авторов, внесших наибольший вклад в изучение проблемы, и их главных работ;
  • выделение основных аспектов предмета, которые изучались на каждом историографическом этапе;
  • формулирование выводов – выделение аспектов, этапов и регионов в рамках объекта исследования, которые наименее изучены, и т.д. и т.п.

Все правильно, никаких сомнений. Только вот возникает одна проблема: студенты в этом обилии терминов не то что теряются – а просто тонут,  гибнут. Следствием этого является вполне логичное и понятное простому смертному (в данном случае – не историку-профессионалу) обращение к разного рода псевдопомощникам и настоящим помощникам (кому как повезет) в написании дипломных работ – писателям-индивидуалам и многочисленным Интернет-сайтам. Большинство из них напишут дипломную работу плохо, на низком научном уровне, а особенно – историографическую часть введения к ней.

Но тут уж на студентов точно сетовать нельзя. Откуда им, при нынешнем состоянии российской системы высшего образования, знать про «всестороннее исследование процесса изучения конкретно-исторической проблемы в научной литературе» или «выделение основных концептуальных подходов к исследованию проблемы»? Кто, простите, их этому научил?

Вот и получается, что написать диплом по истории – не то что проблема, а целая отдельная история, нередко – детективного жанра, довольно часто  - драма и даже трагедия, когда кафедра «заворачивает» невесть каким «помощником» написанную дипломную работу, оставляя несчастного студента в состоянии, о котором когда-то еще Пушкин сказал: «Народ безмолвствует».

Просмотров: 424 | Добавил: Ривалдо | Теги: какписать диплом | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: