17:03 Семинары Паустовского — в помощь арт-терапевту: «раскованное письмо» | |
Константин Георгиевич Паустовский вёл «писательские семинары» для своих «разномастных» читателей, а не для «молодых писателей». Обычно бывает не так. Писатели встречаются с читателями, не для того, чтобы учить их писать талантливую прозу... В случае с Паустовским же – это была чистая арт-терапия, терапия творческим самовыражением. Ведь если взглянуть на прозу (да и жизнь) Паустовского глазами психотерапевта гуманистической школы, то сразу становится ясно — кто в России был (а точнее, брал на себя функции) психотерапевта-гуманиста. За неимением психотерапии в России, в СССР, такие немногие писатели как вот например — Константин Георгиевич Паустовский, и были подлинными психотерапевтами. И даже сегодня психотерапевту-гуманисту Паустовского читать интереснее, чем того же Ялома... Я пользуюсь наследием Паустовского, когда придумываю свои семинары и тренинги. Этот мыслитель мне — созвучен. Он оказывается созвучен и тем, кто приходит на семинар. И сегодня я хочу расширить этот круг вовлечённых в психотерапию психотерапевтичной русской литературы. Давайте познакомимся с одним из заданий Паустовского, которые он обычно давал своим семинарцам. Ведь он не столько учил писать прозу, сколько исцелял личность, делая её творческой, отучая быть мёртвой, механичной. Даю слово Автору: «Каждый из вас сейчас должен написать... О чём — это не столь важно. Это может быть эпизод. Или незначительный (на первый взгляд) случай. Или просто пейзажная зарисовка. 1. Попытайтесь ответить на вопрос, что заставило вас взяться за перо. Вот эти принципы, пункты задания для арт-терапевтического семинара, нужно ещё раз чётко сформулировать как План работы по раскрытию творческого потенциала клиента — в помощь арт-психотерапевту
Или по-другому:
ПервоеВычленить из потока своего скоротечного быта Событие, вспомнить о таком. Признаком того, что это именно — Событие будет сигнал: «Я просто не могу это не описать, я должен это зафиксировать». ВтороеНайти в Событии — Ядро, Суть этого События. «Ядром» события является то в Событии, обо что споткнулось ваше рутинное восприятие мира, сломались ваши каменные схемы, то, на чём остановился и прозрел «замыленный» взгляд. И, наконец, ТретьеПостарайтесь написать эту историю в жанре «интимного письма». *** Почему — сложно? Ну, во-первых, мы уже давно не пишем письма близким. Так что совет – писать, «как вы пишете письмо», сегодня ни на что не опирается. Но у нас есть коллективное бессознательное, так что вспомнить – можно. Это как сыграть в костюмной театральной постановке, навык застёгивать корсет и делать книксен «вспоминается» сразу. Во-вторых, поди найди человека, который скажет себе что-то вроде «Я просто не могу это не описать, я должен это зафиксировать». Мы привыкли фиксировать, но только ерунду, хохму. Этой ерундой наполнен наш Инстаграм и ЖЖ. Но не об этом думал Паустовский, когда просил : «Попытайтесь ответить на вопрос, что заставило вас взяться за перо». Так что — будем учиться отвечать на такие вопросы не краснея... Елена Назаренко | |
|
Всего комментариев: 2 | |||
| |||