Копирайтер, который не умеет выстраивать отношения с заказчиками, обречен на творческое существование, а не творческую жизнь. © Денис Каплунов
- Клиент не всегда прав, но он всегда клиент. Спорить с ним
бесполезно, доказывать, что он дурак — еще и вредно, не только для
репутации, но и, порой, для здоровья и кошелька.
- Запомните, вы — не подчиненный, а клиент — не начальник. У вас
отношения, предусматривающие подряд. К вам обращаются за помощью — не
позволяйте залазить себе на голову, но и сами не загоняйте бесенка.
- Если клиент вам возвращает текст на доработку, это не значит, что он
разочаровался в вашем таланте — и это не трагедия, а обыкновенный
рабочий вопрос. Идите навстречу, а не на баррикады
- Качество предоставляемой клиентом информации для работы напрямую зависит от качества вопросов, которые вы задаете.
- К каждому своему тексту относитесь, как к самому важному в жизни —
клиент это заметит, потому что мельчайшее подозрение с его стороны
станет первым шагом к большому провалу ваших будущих отношений.
- Вам изначально нужно соответствовать этим 4-ем критериям компетентности копирайтера.
- Ищите заказчиков везде. Особенно там, где нет активности у других копирайтеров, например — социальные сети.
- Серьезные заказчики предпочитают изучать информацию о копирайтере на его сайте, а не в профиле биржи копирайтинга или фриланса.
- Если заказчик чем-то недоволен, это не значит, что он прекратит с
вами отношения — наоборот, это отличный шанс ему доказать, что вы —
достойный партнер, который адекватно относится к скользким ситуациям.
Учтите замечания, примите к сведению, а потом исправьтесь — вам же лучше
будет.
- Если вы получили негативный отзыв от клиента, не нужно объявлять ему войну, поработайте с ним над исправлением ситуации.
- Всегда присылайте работу к оговоренному с заказчиком сроку, никаких
опозданий и никаких оправданий. Если назвали дату, уж будьте добры
держать ответ за свои слова. Ведь вы словами зарабатываете себе деньги.
- Работу всегда присылайте в хорошо оформленном виде, без помарок, опечаток и прочих шероховатостей.
- Если хотите зарабатывать больше — не ждите, а действуйте. Клиент к
вам обращается за одним, узнавайте его общую задачу и подумайте, что еще
из своего арсенала вы можете предложить. К примеру, вам заказали
коммерческое предложение, изучите сайт клиента, проанализируйте тексты и
подумайте, следует ли их улучшить. А дальше — доказать это клиенту.
Даже если из десяти клиентов на это согласятся трое, у вас +3, а не 0.
- Никогда не фамильярничайте и тем более не хамите, даже если заказчик
этого заслуживает. Да, люди бывают разные, но вы должны оставаться в
тонусе.
- Никогда не критикуйте тексты, которые заказчик писал сам. Никогда.
- Если вы подаете заявку на проект, как и другие копирайтеры, ваша
задача — не сообщить о готовности выполнить проект, а на конкретных
аргументах доказать, почему ему следует сделать выбор в вашу пользу. Вот
задумайтесь — почему?
- Если вас просят написать тестовую работу — не отказывайтесь, только не делайте это бесплатно.
- Если вы ведете свой блог — старайтесь писать статьи, полезные именно
клиентам, а не коллегам. Лидогенерация — штука хорошая, но когда она
меткая.
- Никогда не брезгуйте тем, чтобы сделать заказчику небольшой подарок:
к примеру, вы делаете текст для подписной или посадочной страницы —
напишите ему в подарок хотя бы 5 текстовок для объявлений контекстной
рекламы.
- Обращайтесь к заказчику по имени — банальный совет, вроде как, но (как показывает практика) актуальный.
- Если вас просят пойти на уступку — предлагайте и заказчику пойти вам
навстречу: допустим, вас просят сделать небольшую скидку — не
отказывайтесь, взамен попросите 100% предоплату. Компромисс? Да. Так и
нужно строить отношения — на взаимных уступках, тогда будете друг друга
ценить.
- Остерегайтесь этих 5 опасных типов заказчиков.
- Не работайте с заказчиками, которые требуют от вас конкретной
гарантии и конкретного показателя конверсии — текст, это только один из
элементов, влияющих на эффективность, вы не можете все контролировать,
чтобы давать такие обещания.
- Если вас заказчик «кинул» по деньгам — не вините его, вините себя,
раз позволили так с собой поступить. Детские игры закончились в детском
саду. Хотите жить по-взрослому, так и ведите себя по-взрослому.
- Не рассказывайте одному заказчику секреты и фишки, которые вы
использовали в текстах для других и не разглашайте информацию, которой
заказчик с вами поделился.
- Размещайте работы в портфолио только с разрешения клиентов.
- Зведите себе привычку после каждого выполненного текста благодарить заказчика за сотрудничество.
- Если заказчик у вас спрашивает, как вы будете писать тот или иной
текст, самый лучший выход — сообщить ему предварительный краткий план —
этим подходом вы показываете системаность своего мышления, что очень
ценится клиентами.
- Заведите список «ресурсообразующих» заказчиков, сотрудничество (и
его частота) с которыми приносят вам максимальный доход, и всегда
поддерживайте связь с этими клиентами.
- Никогда не стесняйтесь запрашивать у клиента рекомендации и
предлагать ему прорекламировать ваши услуги своим клиентам, ведь как
минимум 30% новых заказчиков приходят именно по реклмендациям.
- Старайтесь всегда работать с предоплатой, хотя бы в 50% — это
нормальная практика. Не нужно становиться героями великого выражения про
стулья, деньги, утро и вечер.
- Если заказчик предлагает конкретную сумму в проекте — не нужно его привлекать демпингом.
- Заказчики любят работать с копирайтерами, которым знакома профессиональная этика.
- Если заказчик обращается за написанием текста именно к вам, не нужно
работу перепоручать другому автору Представьте, как потом заказчик
попросит вас забрать деньги у другого человека.
- Никогда не говорите клиенту, что он ничего не понимает в копирайтинге.
- Если работаете одновременно с несколькими заказчиками, и к вам
стучатся новые — не берите количеством, иначе качество пострадает,
просто хорошо распланируйте, чтобы не получилось «галопом по Европам».
- Хороший копирайтер никогда не говорит заказчику, что он хороший копирайтер.
- Никогда не выставляйте чужие работы, как свои. Если у вас нет каких-то конкретных примеров — так и скажите, не врите.
- Вовлекайте заказчика в мыслительный процесс над текстом. Спрашивайте его мнение по тому или иному вопросу.
- Просите у заказчиков отзывы, а не сочиняйте их сами. Только дайте
ориентир заказчику, на какие вопросы должен отвечать его отзыв. Если не
знаете, тогда прочитайте мою статью «8 вопросов клиентам для создания продающих отзывов«.
- Если вы используете бриф, кроме ваших вопросов в нем еще должен быть пункт «Ваши личные пожелания».
- Если взяли в работу текст, оставайтесь с заказчиком на связи, не
уходите в «творческий отпуск» на несколько дней, у заказчика часто
дополнительные пожелания возникают немного погодя.
- Не беритесь за каждую работу — если чувствуете, что не ваша тема, не
ваш уровень или заказчик не соответствует вашему «идеальному портрету»,
лучше не рисковать. Всех клиентов вы не привлечете все равно, а вот
нервы тратить и портить не к добру.
- Избегайте сотрудничества с посредниками — когда у вас нет прямой
связи с конечным заказчиком, это плохо сказывается на общем результате.
- Если вы решили поднять цены, будьте готовы объясниться, а не просто
сообщить. Ведь у вас спросят, в связи с чем такие перемены, одного
вашего желания тут недостаточно (естественно, если вы желаете сохранить
отношения со своими постоянными клиентами).
- Переводить на новые расценки заказчиков следует постепенно и
поэтапно, а не одним махом. Я люблю систему: «Новые цены сначала для
новых клиентов», а потом уже постепенно работаете по повышению с
постоянными клиентами.
- Не брезгуйте выполнением мелких бесплатных поручений, но только для постоянных клиентов, которые вам уже платили деньги.
- Изучите и запомните 20 фраз, которые бесят заказчиков.
- Никогда не говорите клиенту категорическое «нет». Будьте более мягкими, гибкими и деликатными.
- По возможности рекомендуйте одного своего клиента другим.
|